О МОНТЕССОРИ-МЕТОДЕ. СУТЬ И ФИЛОСОФИЯ
Помоги мне сделать это самому.
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку:
Каждый ребенок — уникальная и неповторимая личность и это ставится во главу угла всей системы Монтессори, весь процесс обучения и работа педагогов подстраиваются под физические, психологические, ментальные особенности ребенка, а не наоборот как в традиционной школе. Обучение проходит без оценок и осуждений, именно потому что скорость и способность к усвоению у детей абсолютно разные. Задача взрослого заинтересовать, показать, объяснить. Давление и предубеждение исключены.
2. Воспитание активной и свободной личности:
Саморазвитие и самовоспитание детей, свобода в движении и перемещении по классу, самостоятельный выбор места и предмета занятия, развитие собственной инициативы и понимания своей внутренней потребности. Ребенок учится принимать самостоятельные решения и спокойно принимать последствия своего выбора. Взаимодействие взрослых и детей всегда строится на обоюдном доверии и достижении договоренностей. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт — легкие переносные столы, стулья и коврики, для занятий на полу.
3. Уважение, социализация, разновозрастные группы:
Свобода не означает распущенность и вседозволенность, с самого начала дети учатся уважать свое и чужое личное пространство, уметь дожидаться своей очереди за учебным материалом, учатся брать на себя ответственность за поддержание порядка в классе, за устранение беспорядка за собой. Можно заниматься чем угодно, кроме того, что причиняет вред или неудобства другим. Именно разновозрастные группы и помогает ощутить ребенку себя как в большой семье, где старшие помощники, а младшие тянутся к старшим, сам коллектив детей и является самым главным учителем. Дети учатся организовываться в группы по работе с каким-нибудь учебным материалом, овладевая навыками общения и умения договариваться.
4. Монтессори среда и подготовка к жизни:
Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.
Главная цель среды — позволить ребенку быть максимально независимым от взрослого. Все материалы находятся в легком доступе ребенка, удобные низкие полки, столы. Материалы сделаны таким образом, чтобы ошибки дети могли находить самостоятельно, и спокойно самим заниматься до тех пор, пока у них не начнет получаться. В классе множество материалов из взрослой бытовой жизни, и их очень любят дети. Они помогают обретать уверенность в себе, независимость, развивают координацию движений, готовят руку к письму и позволяют приобрести навыки для обычной «взрослой» жизни.
5. Роль педагога Монтессори:
Педагог вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо, он не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Взрослый — это помощник, подготавливающий среду и материалы, показывающий путь к самостоятельности, он направляет ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок — сам свой учитель. Главная задача учителя — помогать ребенку самому реализовать свой потенциал, а не учить и заставлять. Ошибки поощряются, ребенок должен сам найти свой путь. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность.
6. Обратная связь и работа с родителями:
Педагоги постоянно на связи с родителями, отправляют им фото- и видеоотчеты по работе детей. Проводятся регулярные личные встречи с родителями.
7. Что дает обучение по системе Монтессори:
- огромное желание и умение учиться,
- внутреннюю свободу и умение уважать чужие границы и общие правила,
- принятие себя и других с индивидуальными достоинствами и недостатками,
- понимание себя, своих сильных и слабых сторон,
- системные знания и образование,
- высокие коммуникативные и социальные навыки,
- самостоятельность и ответственность,
- умение договариваться и работать в команде, в разных ролях.